Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
15:01 

У меня точно такая же зверука =)

15:21 

Le Palais Ideal

Le Palais Ideal.

Во Франции, в 1836 году, в городке Charmes-sur-l’herbasse, близ Лиона, произошло одно маленькое обыкновенное чудо. Родился на свет новый человек, впоследствии записанный в историю человечества как один из самых больших чудаков — Фердинанд Шеваль.



Фердинанд с малых лет отличался упорством, упрямством и отстраненностью от окружающих. Естественно, с такими особенностями характера, он выбрал и профессию — почтальон. Во время работы ему ежедневно приходилось проходить более 30 километров. Местность, в которой жил и работал почтальон, была в древности дном моря, и изобиловала всевозможными интересными камнями.



В один из обычных рабочих дней, Фердинанд нес согражданам газеты и письма, и, вдруг, наткнулся на очень красивый камень. Он остановился, отложил в сторону свою сумку и принялся рассматривать камень. Совершенство форм и красота поразили его. Рассмотрев более тщательно его дома, работник почты решил на следующий день обследовать местность вокруг, все ли камни такие интересные. Оказалось, что да. И тут он понял, что это знак.



«Поскольку природа наделила меня строительным материалом, я должен стать архитектором и каменщиком», — решил Фердинанд. И стал возить домой камни, параллельно изучая архитектуру различных стран и эпох. Так, за перевозкой камней, прошло 20 лет, пока почтальон не ушел на пенсию. Местные жители, за его увлечение камнями сочли Фердинанда сумасшедшим. Но не опасным, и оставили в покое человека.







Уйдя на пенсию в 1888 году, почтальон приступил к строительству Дворца. Сделанный из камней, цемента и проволоки, Идеальный Дворец напоминал дикую смесь всех стилей и местностей — Ближнего Востока, Китая, Алжира, заметно было и влияние Антонио Гауди. На всех стенах дворца надписи — изречения Христа, Будды, всевозможные фигуры, кое-где они были на переднем плане, в воздух вздымались разнообразные украшения, особенно эффектно смотревшиеся в ночи. На постройку этого мегалитического произведения искусства Фердинанду потребовалось 33 года работы.







Люди постепенно стали изменять свое мнение по поводу тронусти умом архитектора, приходили, любовались, даже частенько помогали на строительстве. В 1969 году министр культуры в правительстве-Де Голля объявил о придании официального статуса исторического памятника Идеальному дворцу почтальона Шеваля. Этому решению способствовали усилия видных деятелей французской и мировой культуры, в т.ч. Пабло Пикассо.

Меж тем, не смотря на внешнее устройство стен, изнутри замок имеет всего одно помещение, которое Фердинанд использовал как сарай для инструмента.





Хотя ещё при жизни Фердинанда это здание получило статус памятника архитектуры, и, не смотря на его просьбу похоронить себя внутри, ему было в этом отказано… Собственно, почтальон не сильно и расстроился, и построил фамильный склеп в том же стиле, на местном кладбище, где и был захоронен в возрасте 88 лет.











Geo club




@темы: КРАСОТА

19:16 

Удо Фойгт 20 лет со дня присоединения ГДР к ФРГ

Удо Фойгт

20 лет со дня присоединения ГДР к ФРГ: повода для праздника нет!

Падение берлинской стены было, без сомнения, назревшим историческим событием и поводом для радости. Именно это событие я могу праздновать. Все, что произошло после, поводом для праздников не является. Падение стены ознаменовало присоединение бывшей ГДР к ФРГ, и празднует сегодня система ФРГ. В результате этого присоединения зона советской оккупации отошла к ФРГ, контролируемой тремя западными державами. Соглашение «два плюс четыре» увеличило ФРГ и поставила ее под дальнейший контроль этих держав, и в особенности США. До суверенной Германии, таким образом, нам все еще очень далеко. Предатели форсируют интернационализацию германских предприятий и засилье Германии чужеземцами. Они управляют нашей страной в угоду союзников-оккупантов и Центральному совету евреев.

В эти дни много говорят о свободе передвижения бывших граждан ГДР. Но какая от этого польза для тех, кто после присоединения к ФРГ попали в многомиллионную армию безработных и не имеют денег для того, чтобы вообще куда-нибудь «передвинуться»! Конечно, после включения ГДР в состав ФРГ мы несколько приблизились к еще несостоявшемуся пока объединению Германии. Очень важно, что наш народ не живет больше раздельно, но из-за сложившихся в обществе реальностей повода для празднования действительно нет. Празднества имеют только одну цель - отвлечь население от проблем, с которыми мы ежедневно сталкиваемся.

Нельзя не видеть являющейся следствием чужеземного господства деградации общества в ФРГ, и бывшие граждане ГДР в течение вот уже 20-и лет также втянуты в этот процесс.

- Число безработных уже много лет находится на чрезвычайно высоком уровне. По самым осторожным оценкам их насчитывается сейчас в ФРГ около 6,5 миллионов. У этих людей отнято главное, что определяет смысл жизни, и им определен только один путь - на дно общества. Раскол общества углубляется, что видно по неуклонному росту числу получателей социального пособия Гарц IV (Hartz IV) и распространению бедности.

- Массовая бедность ведет к социальной запущенности: объединяющие общество ценности оказались разрушенными. Проповедуются эгоизм и страсть к потреблению. Общая идентичность, без которой немыслимо формирование общественного сознания и осознания своего места в обществе для каждого в отдельности, систематически уничтожается американизацией культуры, засильем страны чужеземцами и созданием антинемецких неврозов в обществе. Разрушение чувства причастности к общему и распространение безграничного эгоизма ведут к росту преступности. Ориентация людей на потребление и воспитание их неспособности быть частью общего ведут к разрушению семьи. Эту ситуацию хорошо иллюстрируют растущие цифры разводов и числа матерей-одиночек. Следствием являются дети с нарушениями в поведении.

- Бездомность стала массовым явлением. Примерно у 250.000 жителей Германии нет крыши над головой. Семья, деревенское сообщество или такое же сообщество людей в городском квартале, которые могли бы позаботиться о них, оказались разрушенными, раздробленными на анонимные единицы. Возрождение таких общностей почти уже невозможно.

- Одиночество и потеря смысла жизни ведут к еще большему числу наркозависимых. Согласно оценкам, в ФРГ сейчас примерно 4 миллиона алкоголиков и 100.000 наркоманов. Около одного миллиона человек стали зависимыми от медикаментов. А такие наркотики, как гашиш или экстези, стали повсеместно доступными и будут, видимо, легализованы.

- Отсутствует социальная справедливость. Зарплата и пенсии понижены. Большие концерны не платят налоги. Германский рабочий, наоборот, платит все больше. Пособие на детей очень низкое, поэтому они стали для жителей Германии главным фактором риска обеднеть. Проблемы двух третей общества становятся все более очевидными.

- Такую ситуацию в обществе нельзя назвать случайностью. Она является следствием антинемецких решений этаблированных политиков. Реальная обстановка в ФРГ отражает последствия господства международных капиталистов.

- Требование полной занятости, предписанное законом, умышленно саботируется с целью понизить стоимость рабочей силы. Несмотря на массовую безработицу, в ФРГ без всяких помех прибывают новые миллионы рабочих рук из стран с дешевой рабочей силой. Отказ от всяких форм разумной национальной экономической политики в пользу примитивного глобализма создает огромную структурную безработицу, которая в свою очередь обусловливает рост побочных расходов по зарплате, которые, в свою очередь, повышаются, с тем чтобы оправдать демонтаж системы социальной поддержки и уничтожение рабочих мест. Мы имеем порочный круг, который создается маниакальным стремлением к глобализму.

- Разрушение любых форм общежития также проводится в интересах международного капитала. Солидарность ликвидируется, а вместо нее создаются группы по интересам, которые можно направлять друг против друга. При помощи атомизации человеческого общества из людей делают некритичных потребителей, которые должны с готовностью подчиняться антигуманным «законам рынка».

- При помощи нивелирования культур и уничтожения исторически сложившихся наций и народов во всем мире создаются унифицированные рынки, которые должны упростить сбыт продуктов гигантских концернов.

- Распределение валовой продукции в пользу наживающихся на этом богачей также осуществляется в интересах международных крупных капиталистов. Для защиты своей власти господствующая элита выхолостила Основной закон, а государство рассматривает как свою добычу.

- Инструментом этой элиты являются господствующие партии, начиная от ХДС и кончая Левыми. В них больше нет места полезной для общества конкурентной борьбы, призванной выявить лучших из лучших. В господствующих партиях формируются группировки, которые, не обращая внимания на общественный интерес, без зазрения совести лоббируют свои личные интересы и систематически преследуют, оговаривают и подвергают изоляции ответственных, живущих по моральным принципам людей.

- Поэтому господствующие партии превратились в централизованные структуры по обеспечению своего личного благосостояния. Они занимаются распределением выгодных постов с учетом услужливости и уступчивости человека, а не его способностей. Они оказывают определяющее влияние на три государственные ветви власти: на исполнительную, законодательную и судебную, которые в связи с этим уже срослись.

- Последствия господствующей партийной экономики катастрофичны. От господствующих партий через парламенты, исполнительные органы и суды распространяется антинемецкая коррупционная «культура» чудовищных размеров.

- Плюрализма мнений в СМИ не существует. Средства массовой информации находятся в цепких руках олигархии. Распространяемые ими сообщения и мнения практически идентичны. Они создают виртуальные реальности, обеспечивающие их власть.

НДПГ (NPD) отвергает описанную выше олигархическую систему чужеземного господства интернациональных капиталистов и их помощников. В центре национал-демократической политики стоит человек. Задачей ответственной политики является формирование такой государственной власти, которая создаст гражданам возможно большее качество жизни. Основой любой разумной политики является реалистическое понимание сущности человека.

НДПГ отказывается от олигархической системы иностранного господства капиталистов и его сообщников. В центре национально-демократической политики стоит ЧЕЛОВЕК. Заданием нашей ответственной политики является сделать государство таким, чтобы его граждане могли пользоваться более высоким уровнем жизни. Основой каждой благоразумной политики является нормальный облик человека.

Зная, как худо обстоит дело с будущим нашего народа в ФРГ, находящейся под чужим господством, мы не можем в этот день по-настоящему праздновать.

Удо Фойгт

Председатель партии НДПГ (NPD)

Перевод Лидии Вальц

www.volksdeutsche-stimme.de




@темы: ...

19:47 

R.I.P

18:15 

Славянский мир Виктора Королькова.

Славянский мир Виктора Королькова.

Виктор Корольков родился 17 октября 1958 г. в Хабаровске в семье военнослужащего. Жил в Пензе.
В 1981 году окончил Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого. С 1996 года – член Союза художников России.

В конце 80-х годов прошлого столетия приступил Виктор Корольков к главному делу своей жизни – начал «возводить» многокрасочный пантеон языческого прошлого наших предков. И таких картин было создано свыше двухсот. Они украсили альбомы «Деяния небожителей», «Энциклопедия славянской мифологии», «Сказки Пушкина», «Энциклопедия русских преданий», «Русские легенды и предания», «Русь ведическая».


А за иллюстрации к юбилейному изданию языческой поэмы «Руслан и Людмила» мастер из Пензы удостоен в 2000 году звания Лауреата Пушкинской премии. Выставки картин безвременно погибшего Виктора Анатольевича Королькова проходили в Москве, Киеве, Минске, в Крыму, Белграде, Багдаде.
Картины Виктора Королькова обращены к историческому прошлому Руси Изначальной. Это защитное поле красоты, форма вдохновенного протеста против забвения нашей многотрудной истории.





@темы: КРАСОТА, СЛАВЯНЕ, картинки

20:51 

Зашёл и уходить не хотелось...

18:19 

КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВ

Константин Васильев | 1942-1976

4 декабря 2009 года в 16.00 в Культурном Центре Вооруженных Сил РФ по адресу: г. Москва, Суворовская пл., 2, выставочный зал откроется мини-выставка картин русского художника Константина Васильева «ЗАКЛИНАНИЕ ОГНЯ» (из частных собраний). Выставка продлится по 31 декабря 2009 года.

http://yavolod.livejournal.com/173606.html


@темы: ВАСИЛЬЕВ

20:10 

"Я-ХОЧУ-ЖИТЬ!"




Я-ХОЧУ-ЖИТЬ!!!
Этот дневник создан специально для маленькой, тяжелобольной девочки по имени Вероника... Ей всего 4 года, у неё страшный диагноз: нейрофиброматоз и глиомы зрительных нервов. Малышке очень нужна Ваша помощь! У нас широкий круг читатей, так что есть шанс, что это увидят многие, кто-то поможет.



@темы: УВАГА

20:45 

Севрский фарфор. Олимпийский сервиз Наполеона.

Севрский фарфор. Олимпийский сервиз Наполеона.


Сервиз выполнен на Севрской фарфоровой мануфактуре и является ярким примером стиля ампир. Сервиз включает 166 предметов, вместе с настольным украшением, 31 вазой для цветов и чайным сервизом-кабаре на 12 персон, сервировавшимся на отдельном столике.
Выполненный по заказу Наполеона I в период с 1804 по 1807 год, сервиз был предназначен для празднования бракосочетания его брата Жерома Бонапарта с принцессой Екатериной Вюртембергской, которое состоялось 23 августа 1807 года.




К созданию сервиза были привлечены лучшие мастера Севра под руководством Александра Броньяра. Живописные работы выполняли художники-керамисты М. В. Жакото, Ж. Жорже, А. А. Адам, Перрено, Э.-Ш. Ле Ге, Тибо, Лагранж, Рено. Над декором корпусных предметов работали орнаменталисты и золотильщики П. Л. Мико, Ш.-М. П. Буатель, Д. Леве, Ш. Констан и др. Образцами для росписи послужили работы знаменитых мастеров: Рафаэля, Давида, Энгра, Жироде, Лагрене, Прюдона, Джулио Романо, а также помпеянские фрески; некоторые сюжеты являются оригинальным творчеством живописцев.



По своему назначению Олимпийский сервиз относится к сервизам десертным, которые обычно украшали с особой пышностью. Наиболее интересны 69 десертных тарелок (три хранятся в музее Севрской мануфактуры), роспись которых обусловила название всего комплекта. Сюжеты, заимствованные из античной мифологии, посвящены Венере и Амуру, Юпитеру и Юноне, Амуру и Психее, Аполлону и музам, любовным приключениям богов, материнской любви и ее радостям. Авторы сервиза рассматривали его как свадебный дар. Традиция предполагала, что подобные произведения искусства должны передаваться по наследству, поступая в приданое старших дочерей. Однако Олимпийскому сервизу была уготована иная судьба.



Наполеон принял решение подарить сервиз императору Александру I в честь заключения Тильзитского мира. Во Франции этот дар оставался недолго. Выставленный во дворце Тюильри в конце августа 1807 года, уже в сентябре он покинул родину и был перевезен в Россию. Недоверчивый российский император прокомментировал этот великолепный дар известной цитатой: «Timeo danaos et dona ferentes» («Боюсь данайцев, дары приносящих»;), но сервиз, и с ним большая группа фарфоровых изделий, как Севрской мануфактуры, так и других знаменитых французских фабрик, был принят. Так свадебный дар стал даром дипломатическим.


Франция, Севр. 1804-1807 гг. Художник: Жорже



В течение 25 лет сервиз находился в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, а в 1832 году по указанию императора Николая I был отправлен в Москву. До 1881 года он хранился в Большом Кремлевском дворце, затем передан в Оружейную палату Московского Кремля.








Теодор Браньяр, Жан Брошар. Рог изобилия. Музеи Кремля.






Изготовление Sevres: Genie:Eros : Bouc : Sanglier : Bonaparte (Napoléon Ier) : Paire de "cornets antiques" du service olympique Bonaparte ( Napoléon)
Date : between 1807 and 1813


Собрано с разных сайтов.




@темы: КРАСОТА

21:12 

История Деда Мороза.

История Деда Мороза.


В разных странах доброго старика называют по-разному: в Испании


@темы: фольклор

19:49 

Кровавый, деструктивный и тоталитарный культ библии

«Ворожеи не оставляй в живых». (Исход, 22:18). «Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен». (Исход, 22:20). «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их то Я обращу лице Мое на ту душу, и истреблю ее из народа ее». (Левит, 20:6). «Предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их; и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя. Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканов богов их сожгите огнем» (Второзаконие, 7:2 - 5). «Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства, что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: "пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали" - то ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя, порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его порази острием меча; всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему, и да будет он вечно в развалинах, не должно никогда вновь созидать его» (Второзаконие 13: 12 - 16). «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся» (Откровение, 2: 26 - 27). «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откровение 21:8).

Вызывающие беспокойство строки, оправдывающие геноцид, из Первой книги Царств (15:3): «Теперь иди и порази Амалика [и Иерима] и истреби все, что у него [не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию все, что у него]; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла».
Еще один страшный стих, — из псалма 137, который прославляет страшную месть: «Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень».
захват Иерихона, Ханаана, с последующим геноцидом населения. “В тот же день взял Иисус Макед, и поразил его мечом... никого не оставил, кто бы уцелел и избежал; и поступил с царем Македским так же, как поступил с царем Иерихонским. И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Македа к Ливне и воевал против Ливны; и предал Господь и ее в руки Израиля, и взяли ее и царя ее, и истребил ее Иисус мечом и все дышащее, что находилось в ней: никого не оставил в ней” (Ис.Нав. 10, 28-30).
На современном языке это называется геноцидом, за это сегодня судят в международных судах. Но тогда, оказывается, Иисус Навин действовал в полном соответствии с Божьей волей: “А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души” (Втор. 20, 16).
На протяжении истории люди не раз с легкостью цитировали ее в оправдание своих собственных завоеваний. Например, североамериканские колонисты часто видели себя израильтянами, отвоевывающими у нечестивых туземцев свою “землю обетованную”. Этим и объяснялась отчасти их жестокость по отношению к индейцам.Поражает откровенная кровожадность Библии: еврейский бог Иегова, с самого начала «священной» книги, ведёт себя, как расист и палач народов. Вспомним, хотя бы, 10 египетских казней.
Евреи, по его прямому приказу, для начала, устраивают геноцид 10 народам. А затем, поощряемые Иеговой, избранные истребили на страницах «богодухновенной» книги десятки тысяч не-евреев. Их резали, сжигали в печах, распиливали пилами, бросали под молоты.
«А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими». (2 Цар. 12:31).
«Божьи» люди – пророки – убивали людей пачками. Илия собственноручно (!) заколол 450 священнослужителей другого культа, а Елисей, за насмешку над его лысиной, проклял 42 ребёнка и их разорвала медведица (кто и словом божьим...).

Этот экзотический набор рекомендаций может быть включен в какой-нибудь «моральный кодекс Талибана», но в цивилизованном обществе такие вещи считаются призывом к терроризму и геноциду с соответствующими юридическими последствиями.
Что получается? Православный Абсурдистан за железным занавесом (аналог государства талибов в Афганистане, только с православием вместо ислама, второзаконием вместо шариата и патриархом всея Руси вместо муллы Омара). Вот такая, извиняюсь, эволюция…



@темы: антихристианство

21:26 

История Снегурочки.

История Снегурочки.

Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В англо-американской новогодней и рождественской мифологии нет женских персонажей.

В. М. Васнецов «Снегурочка» (1899)

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.


М.Малкус Иллюстрация к сказке "Снегурочка".


Истинные же корни родства Снегурочки уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать идолов из снега и льда. И образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в преданиях тех времен. А. Н. Афанасьев изучил сказки о Снегурочке во втором томе "Поэтических воззрений славян на природу".



В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.


Михаил Врубель "Снегурочка" 1890


По сказке Островского ледяная Снегурочка отличалась пугливостью и скромностью, но не было в ней и следа душевного холода. Пребывая в морозной невозмутимости, где-то внутри красавицу глодала тоска: хотелось Снегурочке испытать настоящие теплые эмоции.



Но если ее сердце полюбит и станет горячим, погибнет Снегурочка! Она это знала и все-таки решилась: вымолила у матери-Весны способность страстно любить. И растаяла...
В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.


Николай Рерих Снегурочка и Лель, 1921


Снегурочка пришла к Деду Морозу не сразу. Хотя еще до революции фигурками снежной девушки украшали елки, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, а из фрагментов сказок, пьесы Островского или одноименной оперы Римского-Корсакова делались новогодние инсценировки.


Снегурочка. 1917 год.


В советской России официально праздновать Новый год было разрешено только в 1935 году. По всей стране начали устанавливать елки и приглашать Деда Мороза. Но вот рядом с ним вдруг появилась помощница – милая скромная девушка с косой через плечо, одетая в голубую шубку.



Сначала дочка, потом – неизвестно почему, – внучка. Первый совместный выход Деда Мороза и Снегурочки состоялся в 1937 году – с тех пор так и повелось. Снегурочка водит с детьми хороводы, передает Дедушке Морозу их просьбы, помогает раздавать подарки, поет песни и танцует вместе с птичками и зверюшками.
И Новый год не Новый год без славной помощницы главного волшебника страны.



На звание "родового гнезда" дочери Мороза и Весны претендуют два места.
В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки.



Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.



В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки.





@темы: фольклор

18:18 

Цена человеческой жизни


Цена человеческой жизни




Правда и мифы о русских душегубах и западноевропейских тиранах

Поскольку нам говорят: «У вас никогда не уважали права человека», не будем уклоняться от этого вызова. Главное право человека — право на жизнь, с него и начнем.

В 90-е годы, перед вступлением России в Совет Европы, московские газеты много писали на тему смертной казни. Одни истолковывали требование ее отмены как попытку чересчур благополучных стран навязать России свои правила, предостерегали нас от такой беды, убеждали жить своим умом.

В других можно было прочесть еще более интересные вещи. Во-первых, читателям разъясняли, что на Западе «издревле утвердились гуманизм, представительная власть, цивилизованный суд, вера в закон и нелицемерное уважение к человеческой жизни» (цитата подлинная), а во-вторых, звучали усталые сомнения по поводу того, способны ли жители современной России даже сегодня усвоить подобную систему ценностей, понять, как противоестественна смертная казнь. У россиян, де, не тот менталитет, у них за плечами долгая вереница кровавых деспотических веков, а уважение к праву человека на жизнь никогда не было ведомо «этой стране».

Будете в Лондоне — купите билет на обзорную экскурсию по центру города в открытом автобусе. Там есть наушники, можно слушать объяснения по-русски. У Гайд-парка вы услышите, что там, где ныне «уголок оратора» (давно пустующий), находилось место казней.


Казни были основным общественным развлечением лондонской публики в течение многих веков. Главная виселица представляла собой хитроумную поворотную конструкцию и имела какое-то (забыл) шутливое имя. Повод для юмора был налицо: там на разновысоких балках была 23 петли, так что она, возможно, что-то напоминала англичанам — то ли елку с украшениями, то ли что-то еще. У нее было и более нейтральное имя — «машина Деррика», по фамилии многолетнего здешнего палача, бытовала даже поговорка «надежный, как машина Деррика»(1).

Там, где нынче Паддингтонский вокзал, стояла еще одна знатная виселица, устроенная, в отличие от предыдущей, без всяких затей: три столба, три перекладины, по восемь петель на перекладине, так что можно было разом повесить 24 человека — на одного больше, чем «у Деррика». Историк Лондона Питер Акройд перечисляет еще с дюжину известных мест казней, добавляя, что нередко виселицы стояли просто на безымянных перекрестках. И работали они без простоев, недогрузки не было. В толпе зрителей время от времени случалась давка, число затоптанных насмерть однажды (в начале XIX века) достигло двадцати восьми (2).

Некоторые вещи помогает понять искусство. Историки культуры давно признали, что даже в античных, библейских и мифологических сюжетах европейские художники отражали реалии окружавшей их жизни. И эти реалии ужасают. Посмотрите на гравюры Дюрера и Кранаха. Вы увидите, что гильотина существовала за два века(!) до Французской революции. Вы увидите, как в глаз связанной жертве вкручивают какой-то коловорот, как вытягивают кишки, навивая их на особый вал, как распяленного вверх ногами человека распиливают пилой от промежности к голове, как с людей заживо сдирают кожу. Сдирание кожи заживо — достаточно частый, почти излюбленный) - сюжет не только графики, но и живописи Западной Европы, причем тщательность и точность написанных маслом картин свидетельствует, во-первых, что художники были знакомы с предметом не понаслышке, а во-вторых, о неподдельном интересе к теме. Достаточно вспомнить голландского живописца конца XV — начала XVI вв. Герарда Давида.

Московское издательство «Ad Marginem» выпустило в 1999 году перевод работы Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать» (кстати, на обложке — очередное сдирание кожи), содержащей немало цитат из предписаний по процедурам казней и публичных пыток в разных европейских странах вплоть до середины прошлого века. Европейские затейники употребили немало фантазии, чтобы сделать казни не только предельно долгими и мучительными, но и зрелищными — одна из глав в книге Фуко иронически (или нет?) озаглавлена «Блеск казни». Чтение не для впечатлительных.

Гравюры Жака Калло с гирляндами и гроздьями повешенных на деревьях людей — отражение не каких-то болезненных фантазий художника, а подлинной жестокости нравов в Европе XVII века. Жестокость порождалась постоянными опустошительными войнами западноевропейских держав уже после Средних веков (которые были еще безжалостнее). Тридцатилетняя война в XVII веке унесла половину населения Германии и то ли 60, то ли 80 процентов — историки спорят — населения ее южной части. Папа Римский даже временно разрешил многоженство, дабы восстановить народное поголовье. Усмирение Кромвелем Ирландии стоило ей 5/6 ее населения. От этого удара Ирландия не оправилась уже никогда. Что касается России, она на своей территории почти семь веков между Батыем и Лениным подобных кровопусканий не знала и с такой необузанной свирепостью нравов знакома не была.

Сожалею, но придется сказать неприятную вещь: история западной цивилизации не настраивает на громадный оптимизм — настолько кровопролитной и зверской была ее практика. И не только в далеком прошлом — в ХХ веке тоже. По размаху кровопусканий и зверств ХХ век превзошел любое прошлое. По большому счету, нет гарантий, что эта цивилизация не вернется к привычной для себя практике.


Это гораздо, гораздо более серьезный вопрос, чем привыкли думать наши западолюбивые земляки. Зная то, что мы знаем о западной цивилизации, трудно не констатировать: ее самолюбование, при всей его привычности, выглядит бесконечно странным.

Звучит неожиданно? Тогда процитирую одного из виднейших историков современности, оксфордского профессора Нормана Дэвиса: «Всякий согласится, что преступления Запада в ХХ веке подорвали моральное основание его претензий, включая и прошлые его претензии»(3) На протяжении почти всей истории человеческая жизнь стоила ничтожно мало именно в Западной Европе. Сегодня без погружения в специальные исследования даже трудно представить себе западноевропейскую традицию жестокосердия во всей ее мрачности. Английская «королева-девственница» Елизавета I отрубила голову не только Марии Стюарт, она казнила еще 89 тысяч своих подданных. В отличие от своего современника Ивана Грозного, называвшего ее «пошлой девицей», Елизавета (чья мать, Анна Болейн, кстати, тоже была обезглавлена) не каялась в содеянном ни прилюдно, ни келейно, убиенных в «Синодики» не записывала, денег на вечное поминовение в монастыри не посылала. Европейские монархи таких привычек вообще сроду не имели.

По подсчетам историка Р.Г. Скрынникова, знатока эпохи Ивана Грозного, при этом царе было безвинно казнено и убито от 3 до 4 тысяч человек. Скрынников настаивает, что мы имеем дело ни с чем иным, как массовым террором, особенно по отношению к новгородцам, и с ним трудно не согласиться, хотя Иван Грозный — кроткое дитя рядом с Людовиком XI, Ричардом III (которого Шекспир охарактеризовал как «самое мерзкое чудовище тирании»;), Генрихом VIII, Филиппом II, герцогом Альбой, Чезаре Борджиа, Екатериной Медичи, Карлом Злым, Марией Кровавой, лордом-протектором Кромвелем и массой других симпатичных европейских персонажей.

Даже если на царя Ивана возведено много напраслины(4), бесспорных фактов достаточно, чтобы русское сознание вынесло ему приговор, отменить который вряд ли удастся. Среди 109 фигур на памятнике Тысячелетию России в Новгороде, в число которых попали опальные Алексей Адашев и Михаил Воротынский, а также малоизвестные нашим гражданам князья Литовской Руси Кейстут и Витовт, места царю Ивану не нашлось.

Мы можем гордиться своей нравственной планкой: англичане легко простили своей Елизавете I умерщвление 89 тысяч человек, а мы не прощаем царю Ивану загубленные 4 тысячи.


Но продолжу примеры. Крестоносцы в ходе альбигойских войн вырезали больше половины населения Южной Франции. Усмиритель Пруссии, великий магистр ордена крестоносцев Конрад Валленрод, разгневавшись на курляндского епископа, приказал отрубить правые руки всем крестьянам его епископства. И это было исполнено! 16 февраля 1568 года (время разгара опричнины Ивана Грозного) святая инквизиция осудила на смерть всех(!) жителей Нидерландов как еретиков, а испанский король Филипп II приказал привести этот приговор в исполнение. Это не вполне удалось, но королевская армия сделала, что смогла. Только в Харлеме было убито 20 тысяч человек, а всего в Нидерландах — 100 тысяч.

А знаете, какому событию посвящен офорт Гойи № 36 из серии «Бедствия войны»? Приказу французского командования 3 февраля 1809 года повесить половину испанских пленных в Северной Испании, каждого второго. Но я преждевременно забежал вперед, в XIX век.

1 августа 1793 г. революционный французский Конвент издал декрет с предписанием «уничтожить Вандею». В начале 1794 г. армия взялась за дело. «Вандея должна стать национальным кладбищем», провозгласил храбрый генерал Тюрро, возглавивший «адские колонны» карателей. Расправа длилась 18 месяцев. Расстрелов и гильотин (из Парижа доставили даже детские гильотины) для исполнения указа оказалось недостаточно. Уничтожение людей происходило, по мнению революционеров, недостаточно быстро. Решили: топить. Город Нант, как пишет Норман Дэвис, был «атлантическим портом работорговли, в связи с чем здесь под рукой имелся целый флот огромных плавучих тюрем». Но даже этот флот быстро иссяк бы. Поэтому придумали выводить груженую людьми баржу на надежной канатной привязи в устье Луары, топить ее, потом снова вытаскивать канатами на берег и слегка просушивать перед новым употреблением. Получилось, пишет Дэвис, «замечательное многоразовое устройство для казни».

Просто умерщвлять людей революционным затейникам было мало. Они находили удовольствие в том, чтобы до погрузки на баржи срывать с супругов одежду и связывать их попарно. Беременных женщин обнаженными связывали лицом к лицу со стариками, мальчиков со старухами, священников с девушками, это называлось «республиканскими свадьбами»(5).

Чтобы спрятавшиеся в лесах не выжили, а умерли от голода, был вырезан скот, сожжены посевы и дома. Якобинский генерал Вестерман воодушевленно писал в Париж: «Граждане республиканцы, Вандея более не существует! Благодаря нашей свободной сабле она умерла вместе со своими бабами и их отродьем. Используя данные мне права, я растоптал детей конями, вырезал женщин. Я не пожалел ни одного заключенного. Я уничтожил всех». Обезлюдели целые департаменты (6), было истреблено, по разным подсчетам, от 400 тысяч до миллиона человек. Как ни печально, национальную совесть Франции Вандея, судя по всему, не мучает.

В России до появления большевиков ничего похожего на вандейскую гекатомбу не случалось. А потом случилось: на Дону, в Тамбовской губернии, в других местах.

Но вернемся к вопросу о смертной казни. Немецкий юрист и тюрьмовед Николаус-Генрих Юлиус, обобщив английские законодательные акты за несколько веков, подсчитал, что санкцию в виде смертной казни содержат 6789 из них (7). Повторюсь, некоторые историки настаивают даже, что Англия именно таким способом решала проблему перенаселения.

Еще в 1819 году в Англии оставалось 225 преступлений и проступков, каравшихся виселицей.

Когда врач английского посольства в Петербурге писал в своем дневнике в 1826 г., насколько он поражен тем, что по следам восстания декабристов в России казнено всего пятеро преступников, он наглядно отразил понятия своих соотечественников о соразмерности преступления и кары. У нас, добавил он, по делу о военном мятеже такого размаха было бы казнено, вероятно, тысячи три человек.

Так смотрели на вещи повсюду в Европе. В Дании в 1800 году был принят закон, предусматривавший смертную казнь для всякого, кто «хотя бы советовал» отменить неограниченную форму правления. И вечную каторгу тому, кто осмелился порицать действия правительства. Королевство Неаполитанское в конце XVIII века расправилось со всем предположительно революционным, были казнены многие тысячи людей. Современники писали про лес виселиц.

А теперь возьмем самый древний свод нашего права, «Русскую правду», он вообще не предусматривает смертную казнь! Из «Повести временных лет» мы знаем, что Владимир Святославич пытался в 996 г. ввести смертную казнь для разбойников. Сделал он это по совету византийских епископов (т.е. по западному наущению), но вскоре был вынужден отказаться от несвойственных Руси жестоких наказаний.

Впервые понятие смертной казни появляется у нас на пороге XV века в Уставной Двинской грамоте (за третью кражу) и в Псковской судной грамоте (за измену, кражу из церкви, поджог, конокрадство и троекратную кражу в посаде). То есть, первые века нашей государственности прошли без смертной казни, мы жили без нее едва ли не дольше, чем с ней. Понятно и то, почему данная новация проникла сперва во Псков, который неспроста имел немецкий вариант своего имени (Плескау). Псков был, благодаря соседству с землями Тевтонского и Ливонского Орденов, в достаточной мере (не менее, чем Карпатская Русь или Литовская Русь) связан с Западной Европой. Новшество постепенно привилось. Но даже в пору Смуты смертная казнь не стала, как кто-то может подумать, привычной мерой наказания. Земский собор Первого ополчения 1611 года запрещает назначать смертную казнь «без земского и всей Земли приговору», т.е. без согласия Земского собора.

Одна из самых ужасных казней нашего Смутного времени — повешение юного сына Марины Мнишек. Один новейший автор (не хочу делать ему рекламу) называет это «неслыханным среди христианских народов деянием». Не будь его познания так бедны, он мог припомнить хотя бы историю гибели двух малолетних сыновей английского короля Эдварда IV, тайно удавить которых, едва они осиротели, велел их родной дядя, герцог Ричард Глостер. После этого он со спокойным сердцем короновался в качестве Ричарда III и прославился еще множеством убийств, а два детских скелета были позже найдены в одном из казематов Тауэра.

Но вернемся к России. Уложение 1649 года предусматривает смертную казнь уже в 63 случаях — много, но все еще бесконечно меньше, чем в Европе. Перебежавший вскоре в Швецию подъячий Котошихин уверял, что в Москве многих казнили за подделку монеты. Но не символично ли, что сам Котошихин закончил свою жизнь от руки шведского палача?

Долгая поездка по Западной Европе в 1697-98 гг. произвела на внимательного и пытливого Петра Первого большое впечатление. Среди прочего он решил, что материальный прогресс посещенных им стран как-то связан с жестокостью тамошних законов и нравов и сделал соответствующие выводы. Совсем не случайность, что самая жестокая и массовая казнь его царствования, казнь 201 мятежного стрельца 30 сентября 1698 года в Москве, произошла сразу после возвращения молодого царя из его 17-месячной европейской поездки.

Однако бороться с устоявшейся системой ценностей — дело чрезвычайно трудное. По числу казней Россия даже при Петре и отдаленно не приблизилась к странам, служивших ему идеалом, а после его смерти этот вид наказания резко пошел на убыль. Середина XVIII века отмечена фактической отменой смертной казни.

В 1764 году оказалось, что некому исполнить приговор в отношении Василия Мировича. За двадцать лет без казней профессия палача попросту исчезла. Не сильно процветала эта профессия в России и в дальнейшем.


Следующий век отмечен в России дальнейшим смягчением нравов. Не в том смысле, что преступников безоглядно миловали, совсем нет. Становилось меньше поводов наказывать и миловать. В 1907 году в Москве вышел коллективный труд «Против смертной казни». Среди его авторов были Лев Толстой, Бердяев, Розанов, Набоков-старший, Томаш Масарик и другие известные писатели, правоведы и историки. Клеймя жестокость царской власти, они приводят полный, точный и поименный список казненных в России в течение 81 года между восстанием декабристов и 1906 годом. За это время было казнено 2445 человек, т.е. совершалось 30 казней в год. Эту цифру, правда, увеличивают два польских восстания 1830 и 1863 гг. и начало революции 1905-1907 гг. Если же брать мирное время, получится 19 казней в год. На всю огромную Россию! О чем говорит эта цифра с учетом того, что в течение всего этого периода смертная казнь за умышленное убийство применялась неукоснительно? Она говорит о том, что сами убийства случались крайне редко. (Кстати, в очень буйных народах тогда числились финны, они чаще кавказцев пускали в ход свои знаменитые «финки».)

Еще в XIX веке смертоубийство, даже присутствуя в реальной жизни, оставалось чем-то очень страшным и неприемлемым в понятиях простого народа. В старинных судебниках присутствует очень выразительное, вызывавшее ужас понятие «душегубство». Не хочу сказать, что в XIX веке царили буколические нравы — была бытовая преступность, был разбой и, конечно же, убийства. Вопрос в том, много ли их было, насколько легко преступник мог отважиться на подобное преступление. Я сам слышал (в 1971 году, в Иркутске), как старый профессор-геолог Николай Александрович Флоренсов рассказывал, со слов своего отца, про поездки бедных людей «на золоте».

В начале 1890-х годов его отец, тогда юноша, дважды ездил «на золоте» из Иркутска через пол-Сибири один раз в Челябинск, другой — в Тюмень (дальше в европейскую Россию в обоих случаях можно было ехать по железной дороге). О чем речь? В Иркутске была лаборатория, куда свозили золотой песок сибирских приисков, и там это золото превращали в слитки. Зимой годовую продукцию лаборатории на санях, обозом, везли до железной дороги. И малоимущие ехали на ящиках с золотом, это был для них бесплатный попутный транспорт! Ехал, конечно, экспедитор и сопровождающие казаки — кажется, двое. Сейчас даже трудно себе сегодня такое представить. И это при тех суровых нравах на сибирских дорогах, о которых повествует, например, Короленко! Видимо, они были суровы до известного предела. Присутствие безоружных пассажиров защищало надежнее вооруженной охраны. Большая шайка легко бы перебила всех, но, видимо, даже для разбойников существовали какие-то табу, их злодейство не могло перейти известный предел, они не отваживались пролить невинную кровь. Не знаю, есть ли такое понятие в других языках, «невинная кровь». Хочется верить, что есть.

Сравнительно редки в России были половые преступления. И по самоубийствам Россия была на одном из последних мест в мире. Самоубийство потрясало людей — помните некрасовское: «ах, беда приключилась ужасная, мы такой не слыхали вовек». Это, кстати, один из самых точных признаков духовного здоровья нации.


(Характерно, что народ ясно осознавал эту свою особенность. Россия, несмотря на некоторую эрозию религиозного чувства, все равно до конца оставалась страной глубоко верующей, неспроста избравшей когда-то своим нравственным идеалом святость, Святую Русь. Но с высоты и падать больнее.)

Редкость убийств лучше любых объяснений показывает нам нравственный облик народа. Этот облик отчетливо проявляется еще в одной важной подробности.

Выше уже шла речь о том, каким важным общественным развлечением и зрелищем были в Западной Европе публичные казни. Во Франции эту традицию прервала лишь Вторая мировая война. В ряде эмигрантских воспоминаний и дневников можно встретить (под 1932 годом) возмущение по поводу того, что знакомый N отправился поглазеть на казнь Павла Горгулова, убийцы французского президента Думера. Последним прилюдно казненным в Париже стал в 1939 году некто Вейдман.

Конечно, и в России казни собирали зрителей. Например, казни Разина, Пугачева, и это не должно удивлять. Сами эти фигуры потрясали и завораживали воображение. А если не Пугачева? Датчанин капитан Педер фон Хавен, посетивший Петербург в 1736 году, писал, что в столице «смертную казнь обставляют не так церемонно, как у нас (т.е. в Дании — А.Г.) или где-либо еще. Преступника сопровождают к месту казни капрал с пятью-шестью солдатами, священник с двумя маленькими, одетыми в белое мальчиками, несущими по кадилу, а также лишь несколько старых женщин и детей, желающих поглядеть на сие действо. У нас похороны какого-нибудь доброго горожанина часто привлекают большее внимание, нежели в России казнь величайшего преступника».

Другое свидетельство. В день казни братьев Грузиновых в Черкасске, 27 октября 1800 г. полиция обходила дома обывателей и выгоняла всех жителей на Сенной рынок, где состоялась казнь (8). Характерно и то, что в момент казни (чьей бы то ни было) русский люд снимал головные уборы, многие отворачивались и закрывали глаза. И еще одна важная подробность. После казни Пугачева собравшиеся не стали досматривать продолжение экзекуции — кнутование его сообщников. «Народ начал тогда тотчас расходиться» — читаем мы у мемуариста Андрея Болотова, свидетеля «редкого и необыкновенного у нас [! — А.Г.] зрелища» (9).

Так ведут себя люди, которым отвратительно все жестокое, даже если они не сомневаются в заслуженности кары.

Парижане времен Французской революции вели себя иначе. Согласно «Chronique de Paris» (ее цитирует упомянутый выше Мишель Фуко) «при первом применении гильотины народ жаловался, что ничего не видно, и громко требовал: верните нам виселицы!».


В этих двух типах поведения отражаются какие-то глубинные, ведущие свое начало в древних временах, этнопсихологические различия. (Сегодня они затихают: всемирная культурная революция ХХ века сильно сгладила различия между народами.)

Чтобы изменить русское отношение к смертной казни потребовалось полное крушение всего внутреннего мира нашего народа, произошедшее в 1917 году. Миллионы солдат восприняли отречение царя как разрешение их от воинской присяги, которую они принесли царю, Богу и отечеству. Думские мудрецы, которые советовали царю отречься, не учли элементарную вещь. Простой народ воспринимал присягу как страшную клятву, нарушить которую означало попасть в ад. Отречение царя солдаты восприняли как освобождение их от клятвы и перед царем, и перед Богом, и перед отечеством, как разрешение делать все, что угодно.

Суровым аргументом в руках тех, кто утверждает, что в России «никогда не ценили человеческую жизнь», давно стало утверждение: «Петербург стоит на костях». Впервые оно было пущено шведами в середине XVIII века (еще бы — это у них отняли устье Невы, это шведские пленные прорубали первые просеки будущих улиц), воспроизведено бесчисленное число раз — главным образом, жалостливыми отечественными авторами. Но и европейскими, конечно, тоже — французский писатель Люк Дюртен, один из многих, писал в своей книге об СССР 1927 года («Иная Европа»;): «Возведение этого города из камня унесло больше человеческих жизней, чем земляные работы в Версале… Город стоит на костях — на болоте, где царь Петр похоронил 150 тысяч рабочих». Город на костях — это то, что знает каждый, не так ли? Правда, доказательств этой «общеизвестной истины» никто никогда не представил, и первая же проверка (А.М. Буровский, «Петербург как географический феномен», СПб, 2003) показала: город на костях — полный вымысел, решительно ничем и нигде не подтвержденный.

Такой же, как «потемкинские деревни». Миф о них развенчал покойный академик А.М. Панченко. Это не совсем по теме данной главы, но читатель простит. Басня о «потемкинских деревнях», как и многое в западных наездах на Россию, — порождение простой человеческой зависти. В 1787 году Екатерина II показывала австрийскому императору Иосифу, польскому королю Станиславу Понятовскому и иностранным послам свои новые причерноморские земли и Крым. Гостей потрясли приобретения России, особенно на фоне неудач Австрии в турецких делах и плачевного состояния Польши. Потряс и размах строительства в Херсоне, Николаеве, Севастополе, особенно верфи, со стапелей которых в присутствии гостей были спущены первые корабли. Прошли годы, как вдруг участник путешествия Гельбиг (бывший в 1787 году послом Саксонии при русском дворе) написал, что селения по Днепру были декорациями, которые перевозили по ночам на новое место, а скот перегоняли. Технически это было бы невозможно, но просвещенная публика в таких вещах не сильна. Детский восторг, охвативший Европу, не поддается описанию. Какая психологическая компенсация! У стиснутых своей географией стран появилась возможность сказать себе: все русские победы, приобретения, крепости, корабли, вся Новороссия — это просто намалевано на холсте, ура!

Мистификация о «потемкинских деревнях», возможно, самая успешная в мировой истории. После Гельбига прошло двести лет, но вот заголовки переводных статей о России, которые я единовременно нашел на сайте ИноСМИ.Ру:


«Политика потемкинских деревень в России» (Christian Science Monitor); «Нераспространение по-русски — потемкинская деревня» (National Review); «Потемкин свободного рынка» (The Wall Street Journal); «Экономический рост потемкинского пошиба» (Welt am Sonntag); «Потемкинский валовой внутренний продукт» (The Wall Street Journal); «Потемкинские выборы» (Christian Science Monitor); «Потемкинская демократия» (The Washington Post); «Потемкинская Россия» (Le Monde); «Григорий Явлинский: Россия построила потемкинскую деревню» (Die Welt); «Елена Боннер: Владимир Потемкин» (The Wall Street Journal).

Поражают не штампы мышления (что делать, это встроенное свойство западной, да и любой другой, журналистики), поражает сила страсти. Живучесть нелепицы о «потемкинских деревнях» — факт западной, а не русской истории. Такое неравнодушие Запада к России очень напоминает отношение мальчика, дергающего девочку за косу, чтобы она обратила на него внимание, признала, что он лучше всех, и полюбила.


(1) - Во времена палача Деррика или вскоре после него в английских портах появились поворотные подъемные краны. В Англии их сразу стали называть «деррик-кранами», потом это название, но уже без всякого висельного подтекста, привилось и в других местах, включая Россию.

(2) - Но сегодняшний англичанин отважно пишет о России(!) следующее: «Жестокость в этом евроазиатском обществе всегда была нормой жизни». Дальше не менее интересно: «Европейское правило о том, что 98% людей избирают свою правящую элиту противоречит русскому, все еще азиатскому, в широком смысле, пониманию» (TheGuardian, 31.07.2006).

Девяносто восемь процентов, подумать только. Т.е., долженствующее и идеальное, вполне в традициях соцреализма, объявляется сущим. Учитесь и мотайте на ус.

(3) - Дэвис, Норманн. История Европы. — М., 2004. С. 21.

(4) - Сейчас это доказывают все упорнее, но нравственные оценки, данные царю высшими духовными авторитетами своего времени, никто опровергнуть не в силах. Когда началась опричнина, митрополит Афанасий, не желая освящать своим именем происходящее, удалился в мае 1566 г. в монастырь. Царь уже сделал было митрополитом казанского архиепископа Германа (Полева), но тот не проявил никакой благодарности, а наоборот — в беседе с царем объявил, что того ждет страшный суд, призывал прекратить расправы. «Еще и на митрополию не возведен, а уже связывает меня неволею», сказал Иван и остановил интронизацию. Новым митрополитом согласился стать на условии прекращения казней игумен Соловецкого монастыря Филипп (Колычев), возведенный в сан 27 июля 1566 г. Ровно через год казни возобновились. Митрополит пытался влиять на царя без огласки, но тщетно. Тогда, в марте 1568 г., в воскресный день в Успенском соборе Кремля Филипп всенародно обличил Ивана и трижды подряд отказал ему в благословении. Унижение царя было неслыханным. 8 месяцев спустя царь добился того, чтобы церковный собор низложил Филиппа за «волшебство» и другие выдуманные грехи и присудил к ссылке. Через год в Тверской Отрочь монастырь, к Филиппу за благословением пришел главный опричник Малюта Скуратов. Святитель ему отказал и был Скуратовым в гневе задушен. Духовный авторитет Афанасия, Германа и Филиппа — более, чем достаточное основание для сложившегося в России отношения к Ивану Грозному, а Филипп, канонизированный в 1661 году, при царе Алексее Михайловиче, может рассматриваться как святой покровитель российских прав и свобод.

(5) - Плавинская Н.Ю. Вандея. // Новая и новейшая история. № 6, 1993.

(6) - Слово «Вандея» уже тогда употреблялось для обозначения контрреволюционного края и контрреволюции вообще. Собственно же департамент Вандея — лишь один из центров роялистского восстания и последовавших расправ. На самом деле, эти события охватили девять департаментов северо-запада Франции.

(7) - Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. Т. 39. — М., б.г. [1934]. Стб. 583.

(8) - Анисимов Е.В. Народ у эшафота. // Звезда. № 11, 1998.

(9) - И то, о чем умалчивали советские школьные учебники: «Помилованные мятежники были на другой день казней приведены пред Грановитую палату. Им объявили прощение и при всем народе сняли с них оковы… В конце 1775 года [Пугачев был казнен 10 января 1775 года — А.Г.] обнародовано было общее прощение и повелено все дело предать вечному забвению» («История Пугачева» Пушкина). Была ли на памяти человечества более милосердная страна?

Отрывок из книги "Традиции свободы и собственности в России" (М.: 2007)

Ранее опубликовано:
Голодомор в США унес 7 миллионов жизней
Христианская Европа
Великая Русь. Правда и вымысел
Ученые разрушили русофобские мифы
Николай Стариков: Почему Суворов оказался в Альпах
Операция "Немыслимое". Выстрел в Спину от "Союзников"
Неизвестный Иван Грозный
О фильме "Царь"


Источник



19:16 

Gustav Robert Hogfeldt (Густав Роберт Хёгфельдт)

Gustav Robert Hogfeldt (Густав Роберт Хёгфельдт).

Удивительно, но про шведского художника – иллюстратора Роберта Хёгфельдта известно очень мало, и это при том, что жил он совсем недавно. Родился Хёгфельдт 13 февраля 1894 в Эйндховене, Нидерланды. Живопись начал изучать в Дюссельдорфе, затем с 1913 по 1917 в Стокгольмской академии и в Париже. Он много путешествовал, но всегда возвращался в свой любимый Стокгольм.
Он много иллюстрировал детских книг, таких, как «Сказки Марии Олофссон», «Книга магов», «Сказки из Ниццы», но широкую известность Хёгфельду принесли его юмористические рисунки.
Скончался Роберт Хёгфельдт 5 июня 1986 в Djursholm, пригороде Стокгольма.
Некоторые из его работ сейчас находятся в «Nationalmuseet, pа Blasieholmen i Stockholm».


«Жизнь удалась»


«Принцесса и пастух»

Из жизни троллей...


«Марс и его Венера»


«Гуляем!»


«Когда мечты сбываются»


«Время пить кофе»


«Лектор»


«Дождь. Неудавшееся свидание»


«Время счастья»


«За принцессой»


«Плоть от плоти... Кровиночка»


«Под зонтом»


«Прятки»


«Когда аргументы кончились»


«Когда аргументы кончились»-2.


«Фря Фру-Фру / Frieri / Ухаживание»


«Неожиданный конец весёлого приключения».

 



@темы: картинки

20:54 

Каламбур

Каламбур.

Каламбур (франц. calembour) - игра слов; шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства разнозначащих слов или словосочетаний (на дворе – трава, на траве – дрова).


Монсевич Виолетта. Шут

Русским классиком каламбурного жанра по праву считается Дмитрий Минаев.

С нею я дошёл до сада
И прошла моя досада,
И теперь я весь алею,
Вспомнив тёмную аллею.
Женихи, носов не весьте
Приходя к своей невесте.

На пикнике, под тенью ели
Мы пили более, чем ели,
И, зная толк в вине и в эле,
Домой вернулись еле-еле.

Область рифм – моя стихия,
И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки,
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.

Вор про другого не скажет в сторону: “Вор он!..”
Глаза, известно, не выколет ворону Ворон.

Ценят золото по весу,
А по шалостям - повесу.

Паpик на лысину надев,
Не уповаю я на дев.
И ничего не жду от дам,
Хоть жизнь подчас за них отдам.


Сев в такси, спросила такса:
"За проезд какая такса?"
А водитель: денег с такс
Не берём совсем. Вот так-с!".

(Я. Козловский)

Разочарована родня.
Не вышел Пушкин из меня.
А я доволен - и вполне:
Ведь раз не вышел - он во мне!

(Марк Меламед)


Сергеева Анна. Шут


В начале 18 века при дворе польского короля Станислава (Станислав Лещинский - французский ставленник, его дочь была женой французского короля Людовика XV) жил дворянин по фамилии Каламбур (Сalembour). Он так плохо говорил по-французски, что у него постоянно срывались с языка
всякие смешные двусмысленности. Герцогиня Буфлер составила себе целый сборник лексикона из речей Каламбура. Уехав после того в Париж, она любила забавлять этими "перлами" французскую королеву. С тех пор при французском дворе подобные двусмысленности вошли в моду, а всякую игру слов стали называть каламбуром.

На Руси каламбуры слагали с незапамятных времён. Русское народное устно-поэтическое творчество - поистине неиссякаемый источник мудрости и острословия. Как пример, русская народная скороговорка:

Заяц косой
Сидит за осокой-травой.
Смотрит косой,
Как девушка с косой
Косит траву косой.

 



@темы: фольклор

21:17 

Убойно-колыбельная

Убойно-колыбельная

Баю-бай! – бубнит, кряхтя,

Домовой за печкой;

Я баюкаю дитя:

Спи моё сердечко...

 

Волоковое окно,

Громовые знаки,

За окном темным-темно,

Воют вурдолаки.

 

Всяка нечисть собралась

У лесной избушки,

Но всегда с  Тобой у нас

Ушки на макушке.

 

Полонили Лес Родной

Гоблины да тролли,
(Беладонны с белиной

Обкурились, что ли???).

 

Носферату с сотоной

Их ведут на битву,

Крест неся перед собой

Да рыча молитву.

 

На кресте том скелетон

Щёлкает зубами,

Завывает жутко он

Да гремит костями.

 

Мало силушки у нас

Против чёрных бесов,

Нужно вызывать спецназ

Санитаров Леса.

 

«ВЕЛЕС! ВЕЛЕС! Я – СТРЕЛЕЦ!

Тут у нас Увага*:

 К нам подкрался злой Песец...

Ох, прибавьте шагу!..

 

В небе гарпий и горгуль

Реют комарильи,

Высылай скорей, Перун,

Наши эскадрильи!..».

 

Над землёй раздался вой

Волчьего спецназа,

Сам идёт Хозяин в бой,

Берегись, заррраза!

 

В небесах горгулий рой

Хлопает крылами –

Там идёт воздушный бой

С Бабами Ягами.

 

Лихо Бабоньки летят

В реактивных ступах

И метелят как хотят

Иноземок глупых.

 

«Неча было вам летать

над родимым Лесом!

Неча пёрышки метать

В Вотчину ВелЕса!».

 

Бедолагам-дурачкам

Гоблинам да троллям,

Как непрошенным гостям,

Брюхи пропороли.

 

В бозе сотона почил

Вместе с носферату –

Сам Перун их замочил

Шаровой гранатой.

 

Переплут крест захватил

В качестве трофея,

Скелетон подарен был

Дедушке Кощею.

 

Лес Родной зачищен от

Чужеродных чудищ,

И от всяких нечистот,

И от всяких юдищ.

 

Предрассветная пора

В трёх мирах Триглава:

Батьке Велесу – ура!

Да Перуну – Слава!..

 

Лес посеребрён Луной,

Спит моя Отрада,

Подпевает Домовой:

Всё идёт как надо.

21.12.09.  




20:04 

Лекция-статья про Святки

ПРАЗДНИК СОЛНЦЕВОРОТА И ЗИМНИЕ СВЯТКИ (ЛЕКЦИЯ\СТАТЬЯ)

 

Здравствуйте! Вас приветствует фольклорный коллектив «Колоход». Сегодня мы расскажем вам об одном из важнейших русских традиционных праздников – празднике Зимнего Солнцеворота, и о зимних Святках. Но, прежде чем перейти непосредственно к теме нашей лекции – скажем несколько слов о сути и значении понятия «праздник» в Традиции.

В традиционной культуре понимание слова «праздник» разительно отличается от того, что подразумевает под этим понятием большинство наших современников. Праздник в Традиции – не просто пьянка и гулянка, повод отдохнуть и расслабиться. Традиционный праздник – священное время, не случайно другие его названия – святодень и свято. Праздник предназначен для соприкосновения с миром, лежащим за пределами повседневных забот – следует отметить, что для народной культуры весьма характерен запрет на работу в святые дни. Можно сказать, что праздник – время прорыва священного в мир людей…

А теперь перейдём, собственно, к рассказу о празднике Зимнего Солнцеворота в русской народной Традиции. Все знают (и многие отмечают) Рождество Христово в начале января месяца. Но далеко не всем известно, что праздник Рождества донёс до наших дней многие черты древнего святодня, посвящённого Зимнему Солнцевороту…. О том, какие именно, речь пойдёт чуть ниже. А произошло это так: до довольно таки недавнего времени (до начала XX века)  Рождество отмечалось 25 декабря – очень близко к астрономической точке зимнего солнцестояния. Наши предки славяне издревле отмечали Зимний Солнцеворот – день, когда Солнце поворачивает на лето, а световой день начинает прибывать. После христианизации славянских земель два праздника слились в один – поэтому Рождество (как и многие другие христианские праздники) включает в себя немало древних, дохристианских обычаев.

Зимний Солнцеворот – день, посвящённый Божеству Солнца. Существует мнение, что одно из имён этого Божества (являющееся также и названием праздника) – Коляда. Впрочем, есть разные версии происхождения слова «коляда»: некоторые исследователи считают, что «коляда» - славянская калька латинского calendae, изначально обозначавшего первый день месяца, некоторые полагают, что слово это происходит от славянского  «коло», то есть колесо. Есть и другие мнения…  Мы не будем здесь вдаваться в дискуссию. Скажем лишь, что связь праздника Солнцеворота (а позднее - Рождества) с солнечным культом не подлежит сомнению и подтверждается народными обрядами, совершаемыми в это время.

Один из важнейших законов традиционной культуры – «то, что внизу, подобно тому, что вверху». На Небе – Красное Солнце, а на Земле его младший брат – Огонь. В праздник Солнцеворота  зажигают священные костры; в некоторых местах в это время зафиксирован обряд «обновления Огня» - огни в селении тушили и возжигали от нового, добытого трением, Огня. Этот Огонь называли «божьим», «святым», «живым»; его считали обладающим особой силой….   На Коляду катают горящее колесо – символ Солнца; обряд этот связан с движением Солнца по Небу, поворотом Солнца на лето, происходящим в это время. Одна из народных песен, исполнявшихся на свято Коляды (такие песни называют «колядками»;), донесла до нас даже описание жертвоприношения, совершавшегося в древности в праздник Зимнего Солнцеворота:

«За рекою за быстрою

Леса стоят дремучие,

Огни горят великие,

Вокруг огней скамьи стоят,

Скамьи стоят дубовые,

На тех скамьях добры молодцы,

Добры молодцы, красны девицы

Поют песни - колядушки,

В средине них старик сидит,

Точит он свой булатный нож,

Котёл кипит горючий,

Возле котла козёл стоит,

Хотят козла зарезати».

Необходимо отметить, что многие колядки очень архаичны и содержат образы,

 уходящие корнями в глубокую древность.

Теперь мы прервём ненадолго наш рассказ, чтобы показать вам небольшой видеофрагмент – отрывок из видеозаписи празднования Коляды уже в наше время. \кадры с праздника: либо нашего либо «Родолюбия» +, возможно, «Гой, Коляда!» «Колохода» в качестве музыкального сопровождения\.

            Праздником Зимнего Солнцеворота начинались Святки. Они делились на две части: Святые Вечера (с кануна Рождества по 31 декабря) и Страшные (Ворожные) Вечера (с 1 января по 6 января). 25 декабря, как мы уже говорили, отмечалось Рождество, а в древности –  Зимний Солнцеворот. 6 января – Крещение (которое ещё называли «Водокрещи» - к слову сказать, до сих пор распространён обычай в этот праздник купаться в проруби). А место посередине святок занимал праздник христианского святого Василия (1 января): день этот в народной Традиции известен также как Щедрец – возможно это название древнего дохристианского праздника, отмечавшегося в это время. Святки, согласно народным представлениям, – поистине волшебное время. Время, когда, по поверьям, в мир людей приходят души Пращуров, духи и даже Боги:

«Застилай столы, клади пироги

Застилай столы все тесовые

Клади пироги пшеничные

Придут к тебе гости любые,

Гости любые – сам Господь с неба,

Сам Господь с неба с тремя братьями:

Первый братец – красно Солнышко,

Второй братец – светел Месяц,

Третий братец – дробный дождичек!»

            Разумеется, во время Святок совершалось множество обрядов и магических действий. Цель многих из них – плодородие земли, приплод скота, богатство – одним словом, благополучие. Один из таких обрядов – зерносып, (посыпание зерном на счастье, сопровождаемое обрядовой песней) довольно широко распространён даже в наше время…. Нужно сказать, что одним из главных атрибутов Святок в старину был Сноп (зажиночный или обжиночный – то есть сжатый первым или последним), который ставили на почётное место в Красный Угол.

            Святки, согласно народным верованиям, время разгула нечисти – поэтому многие святочные обряды это обряды обережные. Вот один из них: в старину в навечерие (канун) Коляды глава семейства со свежеиспечённым хлебом, мёдом и маком, а сын (или кто-либо ещё из членов семьи) с горящей свечой трижды посолонь (по часовой стрелке) обходили дом и весь двор. В хлеву скот осыпали диким маком и окуривали дымом  волшебных трав, а в порог втыкали топор. Широко известное рисование крестов на дверях (на Крещение) также является одной из разновидностей защитной волшбы; следует отметить, что крест как оберегающий символ (равносторонний крест – знак Огня) был известен нашим Предкам задолго до появления христианства…

            Святки – ещё и время прорицания будущего, время гаданий, которых в народной Традиции известно великое множество. Особой популярностью гадания в старину пользовались у девушек, которые в святочные вечера стремились разнообразными способами узнать о своей дальнейшей судьбе – главным образом, о замужестве.

            (Здесь в лекции можно передать слово Ольге, чтобы рассказала о святочных гаданиях).

            Во время Зимних Святок поминали Пращуров – по поверьям, души умерших в эти дни посещают дома своих родичей. Предкам приносили требу: на праздничный стол ставили лишнюю миску, в которую откладывали по ложке от каждого блюда. На ночь эту миску оставляли на столе, а после хозяин дома уносил её на улицу под деревья, бросал в огонь или топил в воде. Вспоминали на Зимних Святках и о тех умерших, которых некому помянуть – для них выставляли блины в слуховое окно. В старину существовал обычай жечь костры для согрева душ умерших – известный этнограф С.В. Максимов так описывает этот обряд: «Способы поминовения усопших родителей чрезвычайно разнообразны, и один из них называется "греть родителей". Практикуется он во многих местах (между прочим, в Тамбовской и Орловской губерниях) и состоит в том, что в первый день Рождества среди дворов сваливается и зажигается воз соломы, в той слепой уверенности, что умершие в это время встают из могил и приходят греться. Все домашние при этом обряде стоят кругом в глубоком молчании и сосредоточенном молитвенном настроении. Зато в других местах около этих костров, взявшись за руки, весело кружатся как в хороводе на Радунице».

(Вставка: колядка «Виноградие» в исполнении Базурова + кадры с ряжеными и святочными играми: у Радосвета была запись троповского семинара, где такое было).

            С культом Предков тесно связано святочное ряжение (колядование). Обычай наряжаться на святки в маскарадные костюмы и ходить по домам, собирая подарки довольно широко известен и в наше время – но для подавляющего большинства наших современников это просто развлечение, и не более того. О смысле этой традиции мало кто знает… А дело здесь вот в чём: ряженые являются своего рода представителями обитателей Иного Мира: об этом свидетельствуют их маски («старик», «старуха», «мертвец», «чёрт», «кикимора»;) и исполняемые ими обрядовые песни (колядки). К примеру, в некоторых белорусских колядках колядовщики прямо заявляют, что их «прислали Деды по блины». «Дедами» же, как известно, в старину называли  умерших Предков…  

Есть, правда, и другие группы личин, которые не имеют отношения к Тому Свету: это маски животных («коза», «медведь», «гусь», «бык»;),  инородцев («цыган», «еврей», «арап»;) и представителей чуждых для деревенских жителей профессий («шерстобит», «коновал», «солдат»;). Личины животных, по мнению учёных, связаны с тотемистическими представлениями и культом плодородия, а две последние группы масок, судя по всему, появились поздно и в древнеславянской культуре отсутствовали. Все эти разнородные личины объединяет одно: они  изображают существ, чужих (конечно, в разной степени) для обитателей поселения, где происходит колядование. К слову сказать, в традиционных народных представлениях инородцев нередко считали колдунами, связанными с потусторонним миром… 

Ряженые не просто веселили народ, они выполняли важные задачи. Во-первых – собирали дары для обитателей Иного Мира (мы полагаем, что в древности часть собранного, скорее всего, приносилась в жертву, а часть – поедалась колядовщиками на обрядовой трапезе). Во-вторых, благословляли хозяев, желая всяческих благ в новом году, и совершали обряды, цель которых – обеспечить плодородие, богатство и удачу…

А завершим мы наш рассказ о празднике Зимнего Солнцеворота и Зимних Святках старинной болгарской святочной ритуальной формулой:

«Помози, Бо­же и ти Коледо, да поживеем и до друга година!»

 

Власкин Е.А. (г. Курган)

 




@темы: ЯЗЫЧЕСТВО, праздники

21:10 

Женщины глазами художников

Метки данной записи:women

женщины глазами художников








































@темы: КРАСОТА

17:32 

Про букву Ё

Про букву Ё.

В обычной столичной квартире расположился уникальный музей — единственный в мире. Музей буквы “Ё”. Уже два века седьмая буква русского алфавита борется за право на существование. Тяжелой судьбе бедной “мытарки” (так образно назвал ее хозяин удивительной квартиры Виктор Трофимович Чумаков) посвящено более 700 экспонатов.


Это словари, книги, газеты, журналы, сувениры и даже... емкости из-под пива. На одних пивных посудинах “ё”, как и положено, написано (“объём 1,5 литра”), на других — нет и в помине (“ЖигулЕвское”). “Дядя Стёпа” соседствует с “Дядей СтЕпой”... Хозяин необычного музея по образованию историк, но проблеме восстановления лингвистической справедливости посвятил не один год своей жизни.

   
Виктор Трофимович Чумаков


Ё — единственная буква русского алфавита, дата рождения которой известна абсолютно точно, — говорит Виктор Трофимович. — Она “родилась” 18 ноября 1783 года в доме президента Российской академии Екатерины Дашковой. Там проходило заседание, на котором обсуждался проект толкового “Славяно-российского словаря”. На нем присутствовали известнейшие литераторы: Державин, Фонвизин, Княжнин... Когда все вопросы были исчерпаны и академики уже собирались по домам, Екатерина Романовна, улыбнувшись, вдруг спросила: может ли кто-нибудь написать слово “ёлка”? Все решили, что княгиня изволит шутить, однако Дашкова была серьезна. Она подошла к столу, начертала на листе бумаги слово “iолка” и поинтересовалась у ученых мужей, правомерно ли изображать один звук двумя знаками и не лучше ли будет ввести новую букву — “ё”? Так русский алфавит пополнился новым графическим знаком.



В печатном виде “ё” появилась только через 12 лет после памятного заседания — при издании в 1795 году сборника стихов Ивана Дмитриева “И мои безделки”. Но большинство книг по-прежнему продолжало выходить со старым написанием. Лишь писатель и историк Николай Карамзин явочным порядком утвердил “ё”. Он первым начал последовательно употреблять придуманную букву в своих произведениях. Однако в алфавит она все-таки не попала, осталась на птичьих правах: вроде как есть, но употребление ее считалось необязательным.



Не повезло “ё” и во время реформы русского правописания в начале ХХ века. В 1904 году специальная Комиссия по вопросам о русском правописании Академии наук предложила упростить русскую графику: исключить из алфавита лишние буквы (“ять”, “ижицу”, “фиту”, “i”) и признать желательным употребление “ё”. Копий в возникшей дискуссии было сломано немало, но к единому мнению лингвисты так и не пришли. В октябре 1918 г. специальным декретом Совета Народных Комиссаров новое русское правописание было утверждено. В постановление вошли все пункты проекта орфографической комиссии Академии наук, кроме пункта о букве “ё”. Несчастную гласную прокатили: ее употребление вновь было признано необязательным.



Горемычную “ё” обидели и составители энциклопедий и словарей. В Большой советской энциклопедии у всех букв русского алфавита (кроме “ъ” и “ь”) есть свой раздел, а бедная “ё” вынуждена делить “жилплощадь” с “е”. Та же история повторилась в Большом энциклопедическом и Российском энциклопедическом словарях, а также во всех аналогичных изданиях. Почти все современные издания книг, газет и журналов выходят с “е” вместо “ё”. Один лишь Александр Солженицын не может спокойно смотреть на ущемление прав несчастной буквицы! Он последовательно прописывает “ё” во всех своих книгах.


Магазин "Мёбель". Намеренная ошибка в названии, зато какой изыск :-)


И вот наконец за “ё” вступились: Виктор Чумаков, называющий себя “главным ё-фикатором страны”, упорно борется за возвращение седьмой буквы русского алфавита на свое законное место. И, надо сказать, небезуспешно: в ряде издательств на права “ё” уже не посягают.



"Буква “ё” в русском алфавите необходима", — уверяет Виктор Трофимович. — Как иначе различить на письме “ведро” (посуда) и “вёдро” (состояние погоды), “мел” (предмет) и “мёл” (действие)? Не говоря уже о том, что фамилии Горячев и Горячёв — совершенно разные... Или как понять такую фразу: “Быков отправили к телкам”. Понятно, что имелись в виду “тёлки”, а не телки, но без “ё” возникает путаница. И таких примеров очень много".



Активная пропаганда буквы "ё" началась в Ульяновской области в 1997 году, когда отмечалось 200 лет со дня ее первого использования Карамзиным в журнале "Аониды". Через пять лет в Ульяновске отпраздновали 205-летие этой буквы и открыли временный памятник, сделанный из картона. В 2005 году автор памятника - художник Александр Зинин - увековечил первопечатную строчную "ё" в граните, после чего она была установлена возле областной научной библиотеки.



 

настроение: Любознательное

Метки: русский язык




@темы: занимательное

21:00 

Фотограф Jan Masny. Воздушное.

Фотограф Jan Masny. Воздушное.



 



@темы: КРАСОТА, ФОТО

SONNENWOLF

главная